Длинная дорога к знаниям
При въезде на территорию учреждения на невысоком постаменте установлена школьная парта, своеобразный памятник и символ системы образования. Это память о поколениях учителей, которые посвящают свою жизнь обучению и воспитанию детей. Это постоянное напоминание обществу, что к образованию надо относиться с уважением, любовью, пониманием и очень бережно, так как система образования закладывает фундамент нашего государства, нашего будущего. О становлении педагогического учебного заведения рассказывает директор Чернского профессионально-педагогического колледжа Николай Николаевич Королёв. |
Начало истории
Каждый человек должен знать историю своей большой и малой родины, своей семьи. Интересной и значительной может оказаться и история, например, школы или другого учебного заведения, где мы учились или учимся.
История Чернского профессионально-педагогического колледжа берет своё начало в далекие 30-е годы. Именно в это время особенно остро ощущалась нехватка специалистов разного профиля и особенно учителей. До 1931 года функции центра просвещения в районе выполняла школа II-ой ступени с педагогическим уклоном, однако она не в силах была справиться с все более возрастающей потребностью в образованных людях.
Здание училища 1931 г. |
Весной 1931 года, по возвращению из Московского ОблОНО (город Чернь в то время входил в состав Московской области), Александр Матвеевич Лавров, заведующий школой II-ой ступени, объявил учащимся, что девятилетка реорганизуется: 8-9 классы школы выпускаются учителями начальных классов для сельских школ. И в том же 1931 году впервые был объявлен набор учащихся в Чернский педагогический техникум (так раньше называлось педагогическое училище), который расположился на базе школы II ступени с педагогическим уклоном. Этот год и считается годом рождения Чернского колледжа. Педагогический техникум располагался в здании бывшей женской гимназии, где с 1918 года и находилась школа с педагогическим уклоном. Ее ученики 7 класса были переведены на первый курс нового учебного заведения. В 1931 году первый курс был укомплектован всего двумя группами.
преподаватель училища в довоенные годы
Размещался он в четырех комнатах двухэтажного здания: две из них на первом этаже - под учебные классы, на втором этаже – канцелярия и библиотека. Было общежитие только на 20 мест, а остальные учащиеся жили на частных квартирах. На втором году обучения набрано еще 3 группы. Под общежитие выделили 2 здания: в одном жили юноши, в другом- девушки. В июне 1934 года состоялся первый выпуск учителей. Распределение было всесоюзным. В 1937 году техникум был переименован в педагогическое училище. Вступительные испытания проводились по 6 предметам: обществоведение, история, русский язык, литература, математика, география. Директорами довоенных лет были: Александр Михайлович Лавров, Константин Васильевич Кочетов, Ольга Ивановна Трунина (Зайцева). В августе 1940 года Трунина была назначена директором Чернского педагогического училища.
Выпускница 1935 года А. А.Журавлева (Занковская), доктор филологических наук, профессор Московского областного педагогического института им. Н. К. Крупской – вспоминает (в 1981 г.) слова завуча педтехникума Владимира Михайловича Успенского: «Он внушал – за три года учебы в техникуме вы узнаете не очень-то много, главное, вам покажут дорогу к знаниям, и в дальнейшем вы должны учить ребят и учиться ежедневно сами. Учитель никогда не должен быть доволен собой. Если когда-нибудь вы скажете, что я знаю все - тогда вы конченый человек , и вам надо идти на пенсию, сажать цветы в палисаднике и кур разводить».
Журавлева А.А. (1935 г.в.) |
В 30-е годы училище имело заочное отделение. В 1936 году было запланировано принять на заочное отделение 250 человек. В 1938-1939 учебном году на заочном отделении обучалось 670 учащихся, в 1939-1940 учебном году 710, были и экстернаты. Студенты жили интересной жизнью. Самым радостным воспоминанием тех лет было чувство коллективизма, сплоченности, настоящей дружбы и подлинного товарищества. До войны было всего 5 выпусков. Лучших из студентов направляли учиться в Москву в высшие учебные заведения.
Выпускникам 1941 года директор училища Ольга Ивановна Трунина вручала аттестаты, когда бои продвигались к Черни, и уже слышен был гром артиллерийской канонады. Так с аттестатом народного учителя выпускники уходили на фронт защищать Родину достойно разделили участь своей страны и народа. В октябре 1941 года училище было эвакуировано.
Выпускники 1934 г. |
Выпускники 1935 г. |
Выпускники 1937 г. |
Выпускники 1938 г. |
Выпускники 1939 г. |
Выпускники 1940 г. |
Возрождение
Прошло 18 лет после войны. 1963 год. По ходатайству областных организаций Министерство просвещения РСФСР приняло решение с нового 1963-1964 учебного года возобновить в Черни работу педагогического училища.
Из воспоминаний директора Чернского педагогического училища Якова Афанасьевича: «В 1963 году я продолжал работать директором Большескуратовской школы. Меня срочно вызвали в Тульский ОблОНО. Зав. ОблОНО Чеславский Антон Аполлонович, его заместитель Никитин Дмитрий Иванович долго беседовали со мной, предложив мне стать директором училища. Естественно от неожиданности я растерялся, мне пообещали всестороннюю помощь, затем после встреч в облисполкоме и в обкоме КПСС мне вручили приказ о том, что я переведен на работу директором Чернского педагогического училища с 13 июня 1963 года».
Сроки до начала занятий были до предела сжатыми. Под учебный корпус было выделено здание Чернского районного исполкома, общежитие разместилось в здании РК КПСС для проживания преподавателей выделили восьмиквартирный дом. Под спортивный зал приспособили здание старого клуба. Заместителем заведующего ОблОНО Мейер Анной Ивановной в адрес училища было направлено 500 стульев, столы, шкафы, два фортепиано, были заказаны для общежития койки, постельные принадлежности, кипятильники и т.д. Но самое главное получили штамп и печать, открыли в госбанке счет, началось финансирование.
Для набора на обучение студентов в ряде районных и областных газет разместили объявления о начале приема учащихся на первый курс педагогического училища. В Чернской типографии отпечатали объявления и разослали их в районные отделы народного образования Тульской и Орловской областей. Поступило более 300 заявлений от желающих обучаться.
На первый курс в порядке конкурсных экзаменов зачислили 120 человек. Среди принятых были русские, украинцы, белорусы, татары, немцы … К началу учебного года сформировали педагогический коллектив: Зеленкова Римма Николаевна, Никитина Светлана Анатольевна, Колобаева Галина Дмитриевна, Смекаев Николай Ефимович, Монин Георгий Георгиевич, Муравьев Владимир Степанович, Муравьева Клавдия Тимофеевна, Шацкая Валентина Петровна, Коваленко Анатолий Иванович, Ефремова Галина Ивановна.
Первый год работы уже дал положительные результаты: хорошая успеваемость, отличная дисциплина, активная трудовая деятельность, первые музыкально-вокальные выступления в училище и в районном доме культуры.
Большое внимание развитию педагогического училища уделяли партийные и профсоюзные организации, приобрели автомобиль, мотороллер, мотоцикл с коляской, две моторные лодки, телевизор, магнитофон, радиолу, проигрыватели, 4 фортепиано, 5 баянов, 6 аккордеонов и многое другое.
В течение осени 1963 года и весны 1964 года учащиеся и весь педагогический коллектив под руководством биолога Монина Георгия Георгиевича создавали учебно-опытный участок. Казалось, для физической усталости не находилось места. Перевернули горы земли, разработали целину, посадили сотни кустарников и деревьев, посадили множество цветов: георгины, астры, хризантемы и т.д. Участок преобразился. Цвели тысячи различных цветов. Они были превосходны, вызывали у населения и учащихся желание иметь что-то подобное у себя на приусадебных участках.
Педагогический коллектив училища был тогда молодым. Работали с необыкновенным задором и энтузиазмом. Все находились в рассвете сил – духовных и физических. Глубокие знания предмета и методики, работа с огоньком молодых преподавателей не могла не вызвать ответной реакции учащихся.
В феврале 1967 года директором Чернского педагогического училища был назначен Николай Яковлевич Николашин. Спокойный, выдержанный, интеллигентный человек руководил училищем до 1980 года. Он проделал огромную работу по становлению Чернского педучилища. По его инициативе в 1975 году было построено новое здание учебного корпуса. В 1981 году построено современное общежитие. Студенты, проживающие на частных квартирах, переехали в красивые, светлые комнаты нового общежития. Стали проживать по 2–3 человека в комнате. На каждом этаже имелись душевые с горячей водой, кухни, комнаты отдыха, библиотека и т.д. Вновь приезжающие работать в училище преподаватели получали от государства бесплатные квартиры… Количество групп в педучилище периодически менялось, это зависело от востребованности учителей начальных классов в школах нашего региона.
С 1980 по 1990 годы Чернским педучилищем руководили: Канке Анатолий Андреевич, Ефремова Галина Ивановна, Алатырцев Михаил Владимирович, Шелаев Анатолий Александрович, Карасева Людмила Ивановна.
Новые времена – новые веяния
В апреле 1990 года на должность директора училища был назначен Королев Николай Николаевич. В Чернское педучилище Королев Николай Николаевич приехал работать по распределению после окончания Орловского пединститута, художественно-графического факультета в 1977 году вместе с женой Королевой Натальей Викторовной. Они не предполагали, что задержатся здесь надолго, но вот прошло уже 44 года, 30 из которых Николай Николаевич руководит учреждением.
Своим заместителем он предложил работать Генераловой Эмме Александровне, выпускнице педучилища 1969 года, которая на тот момент имела опыт работы в школе, преподавателем математики, методистом районного отдела народного образования. С 1982 Длинная дорога к знаниям года работала в училище преподавателем методики математики.
В 90-х годах произошла перестройка всего государственного строя, в том числе и профессионального образования в части демократизации и децентрализации. Целью профессионального образования становится подготовка компетентного и мобильного выпускника, отвечающего по качественным показателям требований работодателя.
Чтобы сохранить учебное заведение и дать возможность выпускникам училища быть более мобильными и востребованными было принято решение ввести в учебные планы дополнительную подготовку по предметам основной школы: математики, русского языка, истории, физической культуры. Это позволяло выпускникам училища вести уроки в 5–9 классах.
В 1993 году при педучилище был открыт экспериментальный первый класс. Шестилеток начали учить преподаватели-методисты колледжа по системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Состоялся выпуск, все дети успешно продолжили обучаться в основной школе. В 1993 году появляется новый проект «Училище-ВУЗ». Инициаторами этого проекта были Соколов Владимир Владимирович, начальник отдела педагогических кадров департамента образования Тульской области, Шайденко Надежда Анатольевной – ректор Тульского педуниверситета им. Л. Н. Толстого и директор педучилища Королев Николай Николаевич. Работа проводилась при поддержке директора департамента образования Тульской области Петровичева Владимира Матвеевича. Было решено в учебные планы училища за счет часов регионального компонента включить программу 1–2 курсов факультетов – русской филологии и физики. С учетом того, что дисциплины университета читали преподаватели ВУЗа, которые вахтовым методом выезжали в Чернь у выпускников Чернского педучилища появилась возможность поступать в ВУЗ на 2 или 3 курс. В нашем регионе появились очень мобильные и востребованные специалисты для школ с двумя дипломами: учитель начальных классов и русского языка и литературы, учитель начальных классов и физики. Они могли работать как в начальной, так и в основной школах. Были сокращены сроки подготовки специалистов, сэкономлены бюджетные средства.
По согласованию с ректором Тульского педуниверситета им Л.Н. Толстого Шайденко Надеждой Анатольевной два выпускника этого потока продолжили обучаться в аспирантуре, защитились и получили звание кандидатов филологических наук. В настоящее время Васильева Елена Александровна работает в колледже заместителем директора, Фадеева Елена Николаевна – преподавателем.
В 1993 году в Чернском педучилище открывается отделение по подготовке учителей по специальности «Изобразительное искусство и черчение». Планировалось, что в каждой школе нашего региона будут работать выпускники Чернского педучилища и в каждой школе будет работать изостудия и все дети после уроков будут заниматься рисунком, живописью, различными видами декоративного прикладного искусства, будут знакомиться с историей искусства. Но возможно нас не услышали.
Эта тема актуальна и сегодня, детей надо отвлекать от компьютеров, телефонов, интернета. Учить их создавать прекрасное, наблюдать за природой, сохранять и беречь свою малую родину.
В 2002 году педучилище получило статус колледжа. Администрация колледжа совместно с преподавателями продолжили искать, экспериментировать, готовить специалистов по специальностям более возможно актуальным и востребованным на рынке труда. Было сделано два выпуска специалистов по специальности «Государственное и муниципальное управление». По одному выпуску по специальностям «Коммерция» и «Информатика».
С учетом практически невостребованности учителей ИЗО и черчения, в Чернском колледже, где была прекрасная материальная база и уникальные кадры, принимается решение продолжать развивать подготовку специалистов по художественному направлению. За основу берется стандарт «Дизайн». Студенты получают знания и практические навыки по дизайну среды, графическому и ландшафтному дизайну.
В 2011 году стандарты углубленной подготовки позволили готовить более современного специалиста по специальности «Дизайнер-преподаватель». Данный выпускник может работать в общеобразовательной школе вести уроки ИЗО, черчения, кружки, открыть изостудию, работать в художественной школе, в школах искусств, в типографиях, в организациях, открыть свое дело. Это очень мобильный специалист, который всегда сможет найти работу.
В 2021 году сделали первый набор на профессию «Графический дизайнер».
Учителей начальных классов Чернский колледж готовит на протяжении всех лет работы. За последние годы была создана современная материально-техническая база. Кабинеты оснащены интерактивными досками и панелями, компьютерами, ноутбуками, робототехникой и другим оборудованием. Преподаватели постоянно повышают профессиональный уровень. Проходят курсы повышения квалификации, получают сертификаты на проведение региональных чемпионатов. Студенты школьного отделения активные, участники чемпионатов, конкурсов. Они регулярно пополняют копилку колледжа золотыми, серебряными и бронзовыми медалями.
– Студенты начальных классов готовятся к соревнованиям по четырем модулям: первый – по программе общего начального образования, второй – связан с классным руководством, третий – с внеурочной деятельностью и четвертый – методическое обеспечение образовательного процесса – рассказывает заместитель директора по учебно-методической работе, кандидат педагогических наук Елена Александровна Васильевна. –Наши студенты заканчивают колледж пока в экспериментальном режиме, сдают демонстрационный экзамен, принимают экзамены, независимые эксперты, возможные работодатели. Эта внешняя оценка показывает результаты нашей работы. В 2012 году страна вступила в международное общественное движение WorldSkills. Стали проводиться региональные чемпионаты, в тульском – с 2015 года проводятся данные соревнования. Победители региональных чемпионатов представляют наш регион на российских отборочных чемпионатах. Студенты нашего колледжа постоянно становятся победителями по специальности графический дизайн. Побеждают не только наши студенты, но и юниоры, школьники, которые по программам дополнительного образования обучаются у Давыдова Андрея Ивановича, который является не только в колледже, но и в регионе ведущим специалистом по графическому дизайну, также Андрей Иванович является главным экспертом по графическому дизайну в Тульской области.
В колледже была создана современная материальная база для подготовки специалистов по графическому дизайну. Были закуплены: персональные моноблочные компьютеры AppleiMac27, экран с мультимедийным проектором, цветные принтеры, буклетмайкер, офисный переплетчик, ламинатор, режущий плоттер, планшеты. Все это создает рабочую и творческую атмосферу и способствует профессиональному росту студентов на каждом уроке. О высокой профессиональной подготовке студентов говорят их достижения. В 2018 году – VII международном конкурсе рисунка и декоративно-прикладного творчества «Весенняя капель» 1, 2 и 3 места. Всероссийский конкурс АРТ – ПРОФИ ФОРУМ (плакат) – 2 место, АРТПРОФИ профессия – 1 место. В 2019 году – мировой чемпионат WorldSkills в Казани, юниор получил медальон. В 2021 году – Всероссийский конкурс «Мастер года» среди мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций РФ студентка колледжа разработала эмблему, которую получили победители. И много других региональных конкурсов, чемпионатов победителями, которых становятся студенты Чернского колледжа.
За последние годы в колледже произошло много изменений. Сделаны основные, текущие и капитальные ремонты в учебном корпусе и общежитии. Закуплено много нового необходимого оборудования в кабинеты. Частично закуплена новая мебель в жилые комнаты студентам.